Если решил запустить свой учебный онлайн-курс, какие есть сервисы на рынке?

Вероятность того, что сам возьмусь за создание курса, стремится к нулю :0) Психотип к преподаванию не располагает. Так что, вопрос изучал из спортивного интереса.

Какие решения отбирал:

  • Фокус на создании полноценных учебных продуктов, а не инфопродуктов (вебинар, гайд и т.п.). Смотрел именно функции для эффективного обучения студентов.
  • Полноценный «учебный функционал» даже на самом дешёвом тарифе. Не требуют доплачивать за расширенные типы заданий, за учебную аналитику, возможность общения со студентами и т.п.
  • Исходя из заголовка ➜ Смотрим решения для начинающих, а не для уже существующих учебных заведений или крупных компаний.

Это не профессиональный обзор. Для этого надо в каждом сервисе заводить модельный курс с базой учеников и "прогонять" типовые кейсы использования, иначе объективной оценки не получить. Поэтому сводных таблиц с перечнями функций в статье нет.

По сути, это просто список с моими впечатлениями после тестирования сервисов. Полноценно сыграл роль того самого «начинающего».

CoreApp | Если курс — это больше хобби, приносящее заодно небольшие деньги.

Масштабироваться в принципе не планируете (много учебных групп, много потоков студентов). Нужно что-то простое в настройке, но при этом функциональное.

Основатели пытаются вкладываться именно в UX (удобство использования) как для разработчиков курсов, так и слушателей. Есть подробная справка, инструкции и примеры при создании курсов.

  • Одиночные уроки и олимпиады можно бесплатно конструировать и публиковать (по прямой ссылке будут доступны слушателям), без оплаты тарифа.
  • Стоимость первого курса здесь самая низкая, 9 480 р / год. На базовом тарифе доступны все учебные возможности платформы.
  • Если по какой-то причине вас всё-таки потянет на запуск ещё одного курса, есть пакет на 5 курсов, который обойдётся в 3 раза дороже, чем 1. Цена так или иначе адекватная и точно окупается на платных продуктах.
  • На более высоком тарифе уже специфичные фишки (свой домен, white label и т.п.), которые для хобби-проекта и учебного процесса не критичны.

Основной плюс сервиса, помимо простоты, поддержка большого количества типов заданий для проверки знаний и рефлексии. Возможность добавлять в урок интерактивные упражнение со сторонних сервисов: LearningApps, Wordwall, Quizlet и т.п. Есть элементы игрофикации.

Стараются помогать пользователям в плане методологии для создания эффективных курсов (вопрос на сколько это получается?). Это видно на уровне инструкций внутри сервиса, справочной «библиотеке решений».

Минусы, вытекает из плюсов:

  • Именно учебные продукты здесь пока крайне сложно масштабировать. Если вдруг обнаружите, что у вас "попёрло" и откуда-то возникли куча учебных групп и потоков, преподавателей, надо планировать расписание и считать зарплату — мне вас заранее жалко :0)
  • Второстепенные и сложные функции (например, автоматизация общения, роботы всякие) разработчики выносят на сторону. Предлагают пользоваться другими сервисами, с которыми сделали интеграцию.

По общим ощущениям, разработчики планируют больше зарабатывать не на самом сервисе, а на продаже кастомизированных решений. На этой же платформе разрабатывают более продвинутые решения для крупных компаний и сторонних школ, для установки на своём сервере.

SOHO.LMS | Профессиональное решение для тех, кто планирует заниматься полноценной учебной деятельностью.

Сервис объективно сложнее в освоении и работе, чем CoreApp, поэтому стои́т на втором месте. Но в моём личном списке он как раз на первом, я любитель подобных универсальных конструкторов :0)

Технически хорошо продуманное и комплексное решение «всё-в-одном»: учебный процесс (LMS) + продажи (CRM) + сайт. Мощная встроенная автоматизация процессов, при этом в простом визуальном конструкторе. Есть система аналитики учебного процесса.

Позволяет постепенно масштабироваться с 1-го курса до целого университета, без потери в управляемости.

С массовыми сервисами это вообще частая проблема, какую отрасль или предметную область не возьми ➜ По мере усложнения бизнеса приходится менять платформу. А здесь разработчики заранее предусмотрели такой сценарий и добавили необходимые функции.

Истоки продуманности в двух вещах:

  • платформа делалась в том числе и для себя, у основателей есть своя бизнес-школа, которая тоже растёт.
  • сервис разрабатывают бывшие основатели приложения «Мегаплан», так что, у них большой опыт проектирования и создания сложных продуктов.

Разработчики делают многое для упрощения работы в сервисе, есть пошаговые инструкции при создании учебных продуктов. Стараются автоматизировать какие-то повторяющиеся вещи, использовать визуальные конструкторы. Но это бесконечный процесс, пытаться спрятать мощность, упрощая интерфейс. И не всегда хорошо / быстро получается :0)

По учебным возможностям (количества типов заданий для проверки знаний, типы занятий и т.д.) сопоставим с CoreApp. Игрофикация и учебная аналитика реализованы на более высоком уровне.

В плане цены, стартовый тариф начинается с 14 990 р / год, в полтора раза дороже CoreApp. Нет ограничения по количеству курсов, но есть по количеству активных учеников.

Если у вас будут классические «учебные группы», как в школе или университете, то за счёт этого можно даже выиграть. Лимиты позволяют сделать несколько больших учебных программ, на которых будут обучаться 3–4 полноценных группы одновременно.

Лично у меня возникло только пара профессиональных вопросов к сервису (раз уж он профессиональный):

  • пока нет возможности выбрать своих провайдеров телефонии и email-рассылок (smtp-транспорт).
  • и почему-то нет поддержки SCORM / xAPI? Просто вынуждаете профессиональных разработчиков курсов пользоваться другими платформами :0)

Сервис разрабатывается 3-й год и изначально задуман как комплексное решение, за такой срок до идеала продукт не довести, нужно ещё минимум 1-2 года разработки. Так что часть второстепенных функций (например, конструктор сайтов) пока в базовом виде. Придётся какое-то время мириться с неудобствами в использовании.

iSpring Page и Market | Если изначально планируете создавать свои курсы в формате SCORM / xAPI

Возможная причина такого выбора:

  • В компании / университете, в которых работаете, развёрнута LMS-система с поддержкой данных форматов. Для корпоративного рынка они стали стандартом. Подспудно предполагаете, что можно будет потом перенести курс туда.
  • Либо просто есть мысль продать потом курс на сторону (в те же крупные компании), после того как потестируете на открытой аудитории.

Альтернативы на Российском рынке тут по сути нет (помимо open-source решений). Но у обоих продуктов от iSpring функционал лимитирован, что-то да не хватит для полноценной работы онлайн-школы.

Так что, заранее прикиньте какие ограничения могут вам в будущем помешать (например, интеграции и автоматизации возможны только через Zapier).

Это на самом деле предсказуемо, данные сервисы не основные для разработчика, а скорее «привлекающие». Ключевые продукты — это комплексные решения для больших компаний и университетов (iSpring Learn и Suite).

Тем не менее, для запуска нескольких несложных курсов, либо одиночных уроков использовать их можно:

  • «Page» ➜ Больше предназначен для создания самих курсов. Но можно вручную организовать обучение студентов и в нём (давать ссылки на прохождение).
  • А «Market» ➜ Для создания непосредственно онлайн-школы, в которую можно загружать как курсы, сделанные в «Page», так и сторонние материалы.

Можно начать с первого сервиса для пробы, потом при необходимости добавить второй.

Цены по рынку, начинаются от 9 700 р / год за «Page» и 35 640 за «Market».

Если у вас какая-то специфичная область знаний.

Например, требуются нестандартные типы заданий или учебные тренажеры, поддержка словарей и т.п. ➜ Советую поискать узкоспециализированные платформы.

Как оказалось, на российском рынке уже есть и такие. Рынок достаточно созрел, чтобы начали окупаться нишевые решения.

При беглом поиске нашёл как минимум четыре примера:

  • ProgressMe ➜ Платформа для преподавания языков.
  • AtmaSpace ➜ Бутиковый маркетплейс с онлайн курсами и вебинарами на тему ментального здоровья.
  • Stepik ➜ Курсы на IT-тематику, проверка заданий на программирование.
  • Courson ➜ Автоматизация обучения и охраны труда на предприятии.

Глубже уже не стал копать, т.к. тема явно не типичная.


Выпали из этого списка:

  • «Zenсlass» ➜ Пока проигрывают по совокупности характеристик CoreApp, при том же позиционировании (простота). Но через год ситуация может поменяться, сервис развивается. Выручка у него стабильная, так что могут форсировать разработку.
  • «Skillspace» ➜ По аналогии с Zenclass, проигрывает в учебном плане. Но помимо этого мудрят с тарифами: не доступен весь учебный функционал и «спрятаны» реальные ограничения по количеству учеников. Попал под секвестр больше из-за этого, противоречит требованиям отбора.
  • «GetCourse» и «Антитренинги» ➜ Ориентированы больше на инфобизнес. «Продажи» на первом месте, а не «Научить». Я бы качественный учебный продукт на них не рискнул делать. С тарифной линейкой манипулируют: есть или скрытые расходы, или подталкивание к использованию более дорогих тарифов.
  • Всякие EduTerra, Eduardo, Meleton, Flowell (Justclick) и т.д. ➜ По разным причинам: морально устарел, чересчур уж прост, явный инфобиз, в коматозе (не обновляется).
  • Open-source: Moodle, Open edX, ILIAS, плагины для WordPress и Drupal. Варианты есть и их много, но это уже полноценная разработка онлайн-школы под себя. Явно выходит за рамки «попробовать сделать 1 курс» :0)

Под наблюдением

Здесь собираю совсем новичков, которые потенциально могут «выстрелить»:

Контур.Класс от СКБ «Контур»

СКБ «Контур» в середине июня запустил свою обновлённую платформу для онлайн-обучения. Формально она существует с 2020 года, но изначально разрабатывалась под другие задачи.

На основном сайте «Контур» (и в разных обзорах в интернете) она особо не "светится". Через внешние каналы потихоньку привлекают пользователей, собирают обратную связь и дорабатывают функционал.

Сервис пока очень простой, отстаёт по возможностям от CoreApp, ZenClass и Skillspace. Но уже есть свои интересные фишки. Мне понравилась функция «База знаний» для каждого отдельного курса, позволяет сформировать список понятий с определениями, которые используются в материалах.

У СКБ «Контур» хватает ресурсов и разработчиков, так что, могут очень быстро нарастить функциональность, стоит понаблюдать. Уже заявлено, что:

Команда проекта планирует настроить бесшовную интеграцию с Контур.Толком для проведений видеовстреч и конференций, автоматизировать прием оплаты за курсы, расширить аналитику о прохождении программ, внедрить модуль автопроверки кода, который позволит создавать задания для IT-специалистов.

Новость с информацией про обновление платформы на сайте разработчика.

Лендинг с общим описанием и регистрацией на платформе. Информация на нём пока больше рекламная.


Что в целом не понравилось на рынке

➊ Отсутствие стандартов у курсов. Мельком об этом уже упомянул.

Каждый разработчик сервиса делает свой уникальный конструктор курсов в своём формате. И это потом не переносимо в другие системы. Поэтому поголовно всем приходится предоставлять услугу по «Переносу контента с другой платформы».

Но кроме курсов есть ещё база клиентов, история прохождения занятий студентами, история переписок и т.д., которые не всегда возможно перенести.

В корпоративном секторе этот вопрос давно уже стандартизирован. Есть типовые форматы курсов, для переноса нестандартной информации добавляют полноценные API. Тот же iSpring Page прямо пишет «Мы вручную протестировали совместимость курсов со 156 российскими и зарубежными СДО».

Массовый рынок пока не дозрел.

➋ Активное использование учебных сервисов требует привлечения технических специалистов. Это если смотреть в «среднем по больнице» на рынке.

Понятно, что если ты дорос до уровня, когда у тебя несколько программ и большая база подписчиков, то заплатить скорее всего сможешь. Только эта плата будет в разы, иной раз на порядок, выше, чем стоит сам сервис.

Об этом чаще всего стараются умалчивать. Для новичка же это важный момент, который он может упустить при выборе учебной платформы.

Попавшие в мой список сервисы пытаются идти по пути «простоты», но пока они занимают небольшой % на рынке. И не всегда хорошо у них получается.