Несколько моментов в разработке приложений, которые не все пользователи понимают

2023 11 22 roam cover

Поводом для заметки стала серия постов в Reddit про Roam Research. Там очередное сезонное обострение жалоб на тему «как всё плохо».

Ссылки на эти посты расползлись и по другим площадкам, причём с разнообразными оторванными от реальности комментариями людей.

В принципе, на Reddit постоянные пользователи Roam уже разложили своё видение ситуации. Например, в этом треде есть несколько отличных сообщений:

2023 11 22 roam user comment

Один из толковых комментариев пользователей.

Но такие посты появляются регулярно и про другие приложения. Причём обычно по одним и тем же причинам (непонимание, завышенные ожидания, ошибка в выборе приложения и т.д.).

Поэтому решил написать для себя расширенный комментарий, чтобы в подобных случаях просто отправлять людям ссылку на заметку (устал с десяток раз в год заниматься ликбезом :0)

———

Непосредственно сами моменты

➊ У любого нормального приложения есть своя первичная целевая аудитория. Например ➜ Профессиональные исследователи; студенты медицинской специализации. Определение аудитории может звучать и более абстрактно.

Исходя из потребностей ключевой аудитории (use cases) и строится функционал приложения. Все остальные аудитории (пользователи) для него всегда будут вторичны.

➋ У любых нормальных основателей есть своё ви́дение развития приложения, которым они, кстати, вовсе не обязаны публично делиться (хоть это и приветствуется).

➌ На протяжении десятилетий нормой считалось делать по 1-2 крупных релиза приложения в год. Стабильность и качество, а не выкатывание непрерывного потока новых функций.

Множество разработчиков старой школы до сих пор так и работают.

➍ Любое хоть сколько-нибудь сложное приложение разрабатывается годами. 3–5 лет до появления нужной фичи — это отнюдь не экстремальный срок.

➎ Есть разные стадии развития приложения (alpha / beta / стабильная версия; стадии активной разработки и стадии стабилизации; стадии исследований и стадии крупного рефакторинга, и т.д.).

От этого часто зависит видимая снаружи пользователям активность команды.

Стартапы-новички и уже состоявшиеся приложения по определению находятся в разных стадиях, поэтому нет смысла сравнивать их активность между собой.

Если посмотреть по сторонам, то вы найдёте огромное количество зрелых приложений, отвечающих первым 4 пунктам. Из аутлайнеров сразу можно вспомнить Emacs, Workflowy, Roam Research.

———

С другой стороны, на потребительском рынке последние годы творится явная аномалия

  • регулярные хайпы и миграции людей между программами,
  • куча блогеров-"экспертов", формирующих "авторитетное" мнение о приложениях,
  • постоянно появляющиеся open source проекты, которые к настоящему опенсорсу никакого отношения не имеют, но зато плодят псевдо-сообщества (люди якобы что-то там "решают").
  • извне может показаться, что на рынке идёт жёсткая конкуренция между приложениями (новички ведь постоянно выкатывают новые функции :0)

Это приводит к тому, что у части пользователей искажается мировоззрение, они

  • либо начинают считать себя априори «самыми главными» ➜ Если выбрали какое-то приложение, то разработчики «кругом им должны» и обязаны выполнять их запросы. Но это не так 😆
  • либо предъявляют завышенные ожидания к команде разработки: как так, у "конкурентов" новая фича давно появилась, а здесь её не добавляют.

Но чаще всего, люди изначально ошибаются в выборе и используют «не своё приложение». Так как не в состоянии формализовать свои реальные требования к инструменту и выбрали под воздействием шума на рынке.

———

Так вот. Если

… по какой-то случайности (не по замыслу основателей)
… конкретное приложение вдруг становится хайпо́вым
… и на него накидывается толпа случайных пользователей,
то:

«Это не значит, что мнение и хотелки этих пользователей разработчик обязан учитывать (или вообще выслушивать). Даже если они платят деньги.» ©

Почему

➊ Они в массе своей не ключевая целевая аудитория приложения!

А значит, их мнение не имеет ценности для развития проекта. Чаще наоборот, оно вредно́ (отвлекает внимание и силы разработчиков; появляются функции не нужные реальным целевым пользователям и т.д.).

В принципе, этого аргумента уже достаточно :0)

➋ Они в большинстве не профессиональные разработчики и тем более не разбираются в кодовой базе приложения.

Есть десятки причин, по которым та или иная функция «не может / не должна» быть реализована. Или будет отложена на год – два.

Если пытаться быть вежливым и тратить время на постоянные объяснения этих причин — команде некогда будет работать.

➌ И самый весёлый момент. А с чего все взяли, что основателям приложения вообще нужны новые пользователи?

Как-то так получается, что качественные и уже зрелые приложения себя полностью окупают. Им и так хватает целевых пользователей и денег.

Для основателей зачастую важнее реализовать своё ви́дение (для кого-то из них — это мечта или цель жизни), а не заработать лишнюю пачку долларов, идя на поводу́ толпы.

О чём-то подобном говорил основатель Heptabase в своём октябрьском AMA (ответы на вопросы) на Reddit:

«I think the most common problem I faced is that there's a lot of noise in this market. People request thousands of features, and we need to have clear guidelines on "what not to build." The solution is actually quite simple — we make it clear both internally and externally that Heptabase is a tool for making sense of complex topics, and we won't build anything that's not helpful for this purpose until we solve this problem really, really well.»

И целевую аудиторию приложения он достаточно чётко описывает в своих Vision. Во избежание, так сказать.

Приложение у него полностью платное, никаких бесплатных тарифов ➜ Ещё один способ бороться с лишним «шумом от пользователей».

Основатели Roam Research пару лет назад поступили ещё проще.

Как только набежала беспорядочная толпа ➜ Сразу поставили заградительный ценовой порог. А потом дополнительно включили игнор.

Правда, эта толпа теперь кочует по всему интернету и периодически жалуется: что их никто не слушает, какой Roam плохой и вообще он загибается 🤣

Но мало кто знает (или не обращал внимание), что:

  • Порядка 20 тысяч человек тогда получили бесплатный доступ к приложению. Те, кто смог показать, что будет использовать его по делу (research).
  • У Believer-подписчиков периодически есть прямой доступ к команде («Community Calls with the Team»).
  • Помимо Believer, есть ещё сотни людей «старой гвардии», которые пользуются приложением ещё с тех пор, когда про него никто не слышал (5 и более лет), и знают основателей лично.

Так что основатели очень даже дружелюбны и общаются с пользователями. Только не со всеми :0)

Команда Roam одна из первых пострадала от зародившихся в 2020 году волн хайпа, поэтому реакция внешне выглядела гипертрофированной. Но я лично их прекрасно понимаю.

———

Добавка от 27.11.2023.

В очередной раз убеждаюсь, что цепочки событий сходятся в пространстве-времени 😁 Стоило только написать про особенности мышления некоторых основателей приложений, как сразу же дополнительная фактура подоспела.

Зашёл в Slack к Roam Research, посмотреть, что нового про него пишут. А там оказывает 24-25 ноября была хорошая дискуссия по поводу того, что не видно внешней активности от команды приложения (правда, автор первоначального вопроса в итоге сорвался :0)

Ветка обсуждений была длинная, там 40+ сообщений, многие пользователи высказали своё мнение. В том числе, прошлись по Obsidian (использование его как второе приложение под узкие задачи — частый кейс).

Сохранил для истории скриншоты сообщений от одного из разработчиков и от сооснователя Roam Research (в slack со временем затираются сообщения).

23 11 24 roam inside 01

Комментарий от инженера команды.

23 11 24 roam inside 02

Комментарий от сооснователя Roam Research.

Сами текстовки ответов команды повытаскивал тоже для своего архива ➜ В виде pdf.

Пара комментариев к сообщениям команды. Вещи, которые они упомянули, но детали не указали:

• Roam с августа 2022 ежемесячно распределяет $10k среди разработчиков, создающих бесплатные расширения (первоначально озвученная сумма, возможно, сейчас она больше).

• Nikita Tonsky — создатель open source базы данных Datascript, которую используют Roam и Logseq. Ранее автор не хотел расширять проект (не видел применимости?). Похоже Roam пошёл по кратчайшему пути: дал ему возможность «поиграться» со своим приложением.

За год у Datascript были серьёзные обновления, в это же время произошло значительным ускорением работы Roam Research.

Logseq, кстати, тоже активно пользуется результатами этой работы :0)

• У Roam на пике хайпа в 2021 было более 20 тысяч платных пользователей (а скорее, ещё больше, данную цифру озвучили за полгода до прохождения пика). Он мог себе позволить потерять 70% балласта (нецелевых пользователей) и при этом оставаться прибыльным.

• У команды так и лежат не потраченными $9M, которые они от инвесторов в 2020 году получили (своей прибыли хватало). Это имел в виду Josh Brown, когда написал, что они ещё 10 лет могут работать ни о чём не беспокоясь.

Ну а про то, что Roam — это исследовательский проект, давно пишу. Последний раз делал на этом акцент в майской заметке про «Ожидаемые обновления в аутлайнерах».