Концепция Jobs To Be Done, применяемая многими компаниями для продуктовых исследований и развития продукта, сейчас на «волне». В интернете можно найти множество статей и видео на данную тематику. Но если читать и смотреть все эти материалы в случайном порядке (как я и сделал поначалу), то потеряешь много лишнего времени. Поэтому и решил составить свой персональный гайд, что в какой последовательности рекомендую изучать.
Про суть концепции JTBD и разные подходы в её интерпретации от Ульвика и Клемента писать здесь не буду. Данная тема хорошо раскрыта в обзорных статьях от Анны Булдаковой и студии Сибирикс, так что не вижу смысла дублировать информацию.
—
Первые две статьи во многом повторяются, но тем не менее стоит прочитать обе. Они хорошо дополняют друг друга: за счёт мелких деталей (нет в одной, описано в другой) и приведённых примеров.
Анна Булдакова, продакт-менеджер Intercom и автор канала No Flame No Game рассказывает о новом подходе к работе с аудиторией продукта — Jobs To Be Done.
Обзорная статья в блоге студии «Сибирикс»: почему целевые персоны иногда не работают, зачем пользователю «нанимать» продукт для закрытия своей потребности и как использовать концепцию Jobs To Be Done для развития продукта и бизнеса.
Руденко, наравне с Капаевым, одни из лучших в стране специалистов по JTBD. Что важно, у них огромный практический опыт по использованию методологии в исследованиях. Проводят их на заказ для крупных компаний.
В видео хорошо раскрывается суть понятия «Работа», что важно для общего понимания методологии JTBD.
—
Весь цикл статей — где-то на полтора часа вдумчивого чтения.
В статьях есть файлы с шаблонами: опросники для проведения исследования и JTBD Матрица для анализа результатов.
Дмитрий — чисто практик, поэтому его статьи хороши именно большим количеством примеров и описанием собственных фреймворков.
Кроме того, Дмитрий проводит 2-х дневный воркшоп и онлайн-курс по JTBD. Но, к сожалению, из-за карантина это направление у него пока «заглохло».
Воркшоп проводить было нельзя, а в онлайн-обучение он пока разочаровался. Как написал у себя в Telegram-канале: «Пора признаться – переход в онлайн в качестве преподавателя убил для меня кайф этой роли. Лекции в «Зуме» не дают того контакта, который был вживую и это очень печалит».
Уже давно записался к нему на курс и жду теперь когда у преподавателя появится вдохновение его провести 😀
—
10 минут.
Основана на материалах Дмитрия Капаева. Кроме того, Дмитрий приходил к ним в гости и поделился крутыми инсайтами по работе с JTBD, которые и описаны в статье.
Когда будете читать статью, то обратите внимание, что в блоке про интервью не очень понятно названы составляющие «Синтеза JTBD». Могут вас запутать. Надо понимать их так:
Закладывать минимум 3-4 часа, а лучше часов 10.
Лекции Ефимова на мой взгляд обязательны к прочтению и просмотру.
И лучше проходить их сразу командой из 2-3 человек, чтобы у всех в голове отложилась одна и та же информация. Тем более, что учиться проводить исследования тоже лучше вдвоём.
Я бы проходил лекцию в следующей последовательности:
Прочитать саму лекцию и какие-то из рекомендуемых материалов к ней.
Посмотреть запись «Q&A вебинара» с ответами на частые вопросы — 1 ч 05 мин.
В вебинаре рассказывают про:
Выполнить командой домашние задания из лекции.
Смотрим запись «Review» с подробным разбором домашних заданий участников курса — 1 ч 12 мин.
Точно попадутся знакомые ошибки, которые и вы совершили при выполнении задания 😀
Первые 5 минут видео можно пропустить.
Минимум 3-4 часа.
Последовательность прохождения рекомендую такую же как и в предыдущей лекции.
В записях вебинаров будут рассказывать про:
Q&A вебинар, ответы на вопросы — 1 ч 05 минут.
Вебинар Review, разбор домашних заданий — 1 ч 36 минут.
—
Информация в разных выступлениях может повторяться и пересекаться со статьями, но это и хорошо. Нашему мозгу надо на 4 раза переработать одну и ту же информацию, чтобы в голове намертво отложилось.
45 минут.
Структура и цель исследований, обычные сроки проведения, глубина проработки, как подбирать респондентов.
Типовые ошибки по частоте:
Неправильно сформирована цель исследования;
Интерпретация и синтез результатов (говорит, что job story сам научился формулировать только с сотого раза).
Провести само интервью (типовые ошибки, забывают фиксировать эмоции).
Какие минусы у отдельных артефактов. Кейсы применения JTBD в IT.
35 минут.
Общая информация, в чём суть фреймворка. Слайды в презентации пересекается со статьями Капаева.
Ключевое! Есть несколько артефактов в фреймворке, которые нельзя пропускать. Надо сначала делать их, а потом уже переходить к созданию job story.
Контекстная сегментация — очень хороший способ сегментации клиентов (проблема »» контекст).
1 час 44 минуты.
Начинать смотреть с 6-й минуты, последние 5 минут не смотреть.
Вебинар был проведён не очень хорошо, куча накладок, но смотреть стоит, т.к. там раскрываются детали работы с JTBD на опыте самого Руденко.
В описании к видео есть ссылка на раздатку с вебинара — там много полезных файлов!
https://blog.buro.cx/instrumienty-biuro-jtbd-canvas/ — 5 минут.
Особенность JTBD в том, что это не набор готовых инструментов, которые ты «тупо» используешь.
Методология даёт тебе общий вектор и набор артефактов. А вот как с ними работать — ты решаешь сам.
Дмитрий Капаев, Никита Ефимов, а в данном случае, Руденко Михаил, придумывают свои Canvas-ы и фреймворки, облегчающие работу с JTBD.
—
200 страниц формата А5, прочитать можно за выходные.
Книгу по запросу бесплатно раздают на https://jobs-to-be-done.ru/
Единственное, что на сайте может быть «сломана» форма регистрации, если в течении 1-2 дней не прислали, то стоит напрямую владельцам сайта написать.
60 страниц формата А4.
Перевод от сервиса Callupper — https://callupper.com/jobs-to-be-done/index.html