На сайте конференции стали доступны видео всех дискуссий. Само мероприятие проходило 9 ноября в онлайн-формате. Если кто пропустил, то можно посмотреть в записи. Видео физически размещены на Youtube, так что через меню можно перейти для просмотра туда.
Выступлений много, большинство шло параллельно в 5 потоках на разных «сценах», поэтому всё физически не просматривал, да и не было такой цели. Выбирал то, что для меня актуально / интересно.
Ниже кратко опишу дискуссии, которые лично мне понравились.
—
Первые два выступления пригодятся будущим студентам ВУЗов. По времени они не такие большие, а картинку дают хорошую.
Главная сцена — 10.35-11.30 — «Образование в IT. Что-то тут не так».
Собрали хорошую подборку участников (Университеты, ДПО, бизнес-заказчики). И качественно так обсудили:
- Стыковку существующего IT-образования и потребностей со стороны компаний. Какие возможности есть у ВУЗов для адаптации программ.
- Взаимодействие университетов с индустрией для поддержки так называемого «бокового ряда» вышки.
- Оптимальную структуру обучения будущих IT-шников. Первые 2 года обязательно базис (математика, теоретическая информатика, алгоритмы и т.п.), потом уже специализация и тот самый «боковой ряд» (прикладные вещи).
- Кто и как должен эту специализацию преподавать ➜ прикладные курсы должны вести специалисты-практики из отраслевых компаний. Чтобы "вырастить" middle-инженера в прикладной области — преподавать ему должен Senior, постоянно занятый в данной области.
- Провели довольно интересные аналогии с подготовкой врачей. Ведущий беседы в обоих направлениях хорошо разбирается, поэтому предметно примеры обсуждал.
В конце мельком затронули вопрос «будет ли актуально IT через 10-15 лет и на какую профессию идти учиться» (спойлер: будет, на кого – не принципиально, надо быть готовым к постоянному самообразованию).
—
Главная сцена — 16.00-17.00 — Две дискуссии «Математика для Digital Native» и «Как найти точку приложения прикладной математики?»
Этот блок меня особенно «торкнул» :0) Но первые минут 15 будут для вас скорее всего скучными.
Обсуждали ответы на, пожалуй, самые злободневные вопросы:
- Нужна ли математика в повседневной жизни. Школьники, например, не воспринимают её как что-то полезное. Как можно привить интерес к предмету и показать его применимость (хакатоны, робо-школы и т.п.).
- Зачем математика гуманитариям. В целом затронули вопрос про гуманитарные науки, уже ″покусанные″ математикой :0) То есть, где она массово используется (а студенты только после поступления с удивлением об этом узнают).
- Если учил математику 20 лет назад, то получится ли восстановить уровень или научиться по сути с нуля ➜ получится.
- Для взрослого человека, особенно с гуманитарным образованием, перед тем как изучать математику особенно важно определиться «зачем он это делает». И изучать её именно в разрезе тех вопросов, в которых он хочет её применить. Если оно ″не надо″ (не видишь применимость для математики), то вряд ли получится научиться, нужен толчок (понимание для чего). Собственно говоря, новые программы ДПО и проф. переподготовки на это и направленны — показать красоту и применимость математики к разным задачам.
- Как следствие, траектория обучения математике в зрелом возрасте (как доп. образование) будет уникальна в каждом конкретном случае. У человека (группы) формируется свой индивидуальный трэк, завязанный на полезные ему сейчас в работе набор методов и инструментов (прикладная математика).
- Озарения «я понимаю» у разных обучающихся возникают в разные моменты и когда это произойдёт невозможно предугадать.
Интересный момент про появление со временем ″математического взгляда″ на окружающую действительность :0)
—
Ярмарка образования — 14.30-15.15 — Как пройти первый месяц онлайн-обучения и не сдаться
Два важных момента:
- Дискуссию вели представители Яндекс.Практикума, отвечающие за организацию учебного процесса. И советы, которые они дают, основаны на опыте сопровождения десятков тысяч студентов. В том числе, рассказывают о несколько ярких примерах из своей практики.
- Советы действительно очень практичные. В конце выступления они на одном слайде их кратко перечислили.
Хорошая рекомендация: использовать ″пробники″ учебных курсов для собственной профориентации (у каждой адекватной программы есть бесплатный блок). Чтобы понять, подходит ли тебе вообще такая деятельность или нет. И нет ничего страшного, если результат отрицательный.
———
Было несколько специализированных треков
Потенциально полезных для методистов и организаторов учебных курсов.
Представители ″онлайн-университетов″ общались по поводу аналитики учебного процесса и используемых учебных метрик. Яндекс.Практикум рассказал про свои психометрические инструменты.
Тема специфичная, надо слушать, каждый специалист что-то своё полезное может тут найти (а может и нет).
- Коворкинг — 14.30-15.15 — Сети учебных трудностей как инструмент доказательного образования.
- Коворкинг — 15.15-16.00 — От чего зависит эффективность учебной аналитики и как её повысить
———
А вот эту беседу на конференции решил отдельно выделить
Изначально, в список того, что смотрел на мероприятии она не попала. В программе её спрятали в раздел «Кулуарные беседы» и без всякой расшифровки (просто «знакомство с экспертами»). Вот и не привлекла сразу внимание.
По времени беседа короткая – минут 20. Но очень насыщенная по содержанию, замучился аннотацию накидывать 🤣
Знакомство с Андреем Комиссаровым, руководителем направления «Развитие на основе данных» Университета НТИ 20.35
Возглавляет исследовательские проекты в области метакогнитивной диагностики, анализа цифрового следа и кривых адаптивного обучения на основе искусственного интеллекта.
У него очень занимательный подход к образованию (во многом философский). Рассказывает:
- Что такое «компетенции» в терминах данных, с точки зрения компаний и образовательных организаций. Каким образом эти разные понятия пытаются формализовать (оцифровать) и сопрячь между собой. Осведомлённость (полученная при обучении) и компетенция – это далеко не одно и тоже.
- Сам активно прикладывает руку к тому, чтобы образовательный и карьерный путь каждого человека помогал определять AI. Но при этом считает, что в образовании, как и в медицине, должен быть постулат «не навреди», своего рода «клятва Гиппократа». В данном случае, это ответственно работающий AI :0)
- Про сбор «цифрового следа» в образовании, как это происходит. Благодаря этим «следам» потом можно тренировать AI для формирования персонализированных траекторий обучения.
- Что такое индивидуальная образовательная траектория. И что делать если хочется её поменять. Про специфический индивидуальный стиль обучения у каждого человека. Как его выявлять и на основе этого строить программу обучения.
- Если говорить про образовательную траекторию, то это не какая-то жёсткая прямая. У человека есть свобода сознательного выбора. Его метания, эмоциональные флуктуации, ошибки в процессе выбора обучения – важные элементы того, что делает его человеком. Мы должны смотреть как он мечется, как он совершает ошибки и помогать всё это ему отрефлексировать и наметить путь дальше. Только в результате такой рефлексии и возникает компетенция. И делаем это с помощью AI :0)
- Основная полезность ″цифры″ в образовании – массовая индивидуализация. Когда есть возможность определить индивидуальную траекторию не на 25 человек, а на 25 000 человек. Любая образовательная программа – это всего лишь вектор, а в результате индивидуализации мы можем кардинально расширить зону охвата и вариации этого вектора.
- Рассказал про то, как они пытаются формализовать современные уникальные профессии, которым в принципе нигде не учат. Зафиксировать, какие зигзаги и восьмёрки надо пройти, чтобы стать таким специалистом. И позволить повторить этот путь другому человеку. Привёл пример таких профессий.
- В университете 20.35 сейчас делают интересный профнавигационный сервис, в котором помогают людям провести reskilling (Ре-скиллинг), принципиальную смену области деятельности. В данной ситуации искусственный интеллект может подсказать, где востребована и наиболее ценна именно твоя комбинация навыков.
И кучу других интересных вещей обсудили. Крайне рекомендую к просмотру для расширения кругозора – это уже реальность, которая массово применяется в стране.
Немного про профессиональный опыт
- Методолог образования, эксперт по образовательному дата-инжинирингу. Более пятнадцати лет занимается вопросами методологии как высшего, так и школьного образования, разрабатывает собственные методики.
- Разработал и выпустил более 130 коммерчески реализованных образовательных игр.
- Основал в Дубне частную школу «Юна», в которой предусмотрено проектное обучение, игровые дисциплины, индивидуальные формы обучения и практика взаимного наставничества.
- Соавтор книги «Искусственный интеллект в образовании» и автор профстандарта «Специалист по анализу цифрового следа».
- Автор телеграм-канала «Дизайн Образования».