—
Статус: Росток ☘️ | Посажено: Июль 29, 2023 – Обновлено: Янв 16, 2024
В будущем текст заметки будет расширяться. На скриншоте зафиксировал изначальный вариант.
—
Зафиксирую для себя и для истории момент формализации мысли (29.07.2023).
В качестве стёбы
зреет идея запустить «Школу юного Лиспера».
Название условное, но суть отражает. Будут в этой школе принципиально учить только работе с Emacs, Clojure, особенно в связке с Babashka, Datalog и смежным вещам. И основам, в виде «SICP» ➜ Scheme, место найдётся (для тех, кто постарше).
Судя по поиску в интернете, детям подобные вещи комплексно нигде не преподают. Впрочем, взрослым тоже, сам с этим столкнулся.
На python и всякие приложения-костыли в первые 1-2 года обучения будет жёсткое табу. Потом уже можно будет подумать над вариантами, для расширения кругозора учащихся :0)
Если к следующему лету не угаснет интерес к этой теме и получится данные инструменты устойчиво внедрить в свой собственный рабочий процесс (в жизни всякое бывает, но пока динамика положительная), то буду уже решать с реализацией этой идеи. Искать якорное заведение, на базе которого запускать «школу».
В проработке:
добавка от 16.01.2024.
Новая заметка по данной тематике, которая немного корректирует идею [[=! Школа юного Лиспера]]. Надо будет вдумчиво выбирать язык первого уровня. И подумать, что эффективнее будет на 2-м уровне (но скорее Java).
—
Виталий Брагилевский (JetBrains) рассказал про оптимальный выбор первого языка программирования (у автора большой опыт преподавания в университете). Выступление за 2019 год, но информация точно не устарела.
Кратко:
Разумеется, этот выбор зависит от кучи факторов, но есть проверенные временем и исследованиями конкретные языки и методики, которые можно и нужно рекомендовать в первую очередь.
В конце доклада (40-43 мин) автор предложил схему с оптимальной на его взгляд последовательностью изучения:
Рекомендуемый порядок изучения языков / направлений, чтобы не забить мозги почём зря (2: Низкоуровневое. 3: Энтерпрайз. 4: Академия)
Выделены три уровня:
Когда первокурсник или школьник начинает изучать программирование, то ни он сам, ни, тем более, преподаватель не знают, к чему это приведёт. Задача языков первого уровня — не мешать студентам учиться мыслить алгоритмически и строить абстракции. Язык для начинающего должен быть простым инструментом, формирующим высокоуровневое мышление. Специализация — следующий шаг (второй и третий уровень). Важно помнить, что методика обучения — это основа, а язык — вспомогательный инструмент методики. Когда методика и язык друг друга дополняют или хотя бы не противоречат, то обучение идёт системно, контролируемо и с интересом.
—
Второстепенные вопросы затронутые в докладе: