—
—
Поводом для заметки стала серия постов в Reddit про Roam Research. Там очередное сезонное обострение жалоб на тему «как всё плохо».
Ссылки на эти посты расползлись и по другим площадкам, причём с разнообразными оторванными от реальности комментариями людей.
В принципе, на Reddit постоянные пользователи Roam уже разложили своё видение ситуации. Например, в этом треде есть несколько отличных сообщений:
Один из толковых комментариев пользователей.
Но такие посты появляются регулярно и про другие приложения. Причём обычно по одним и тем же причинам (непонимание, завышенные ожидания, ошибка в выборе приложения и т.д.).
Поэтому решил написать для себя расширенный комментарий, чтобы в подобных случаях просто отправлять людям ссылку на заметку (устал с десяток раз в год заниматься объяснением одних и тех же вещей :0)
Мнение сугубо личное и скорее всего будет противоречить убеждениям части специалистов из IT / пользователей приложений. Но у меня вообще по многим вопросом, касаемых «управления продуктом», не мейнстримная точка зрения 🤪 Берегите нервы.
———
➊ У любого нормального приложения есть своя первичная целевая аудитория. Например ➜ Профессиональные исследователи; студенты медицинской специализации. Определение аудитории может звучать и более абстрактно.
Исходя из потребностей ключевой аудитории (use cases) и строится функционал приложения. Все остальные аудитории (пользователи) для него всегда будут вторичны.
➋ У любых нормальных основателей есть своё ви́дение развития приложения, которым они, кстати, вовсе не обязаны публично делиться (хоть это и приветствуется).
➌ На протяжении десятилетий нормой считалось делать по 1-2 крупных релиза приложения в год. Стабильность и качество, а не выкатывание непрерывного потока новых функций.
Множество разработчиков старой школы до сих пор так и работают.
➍ Любое хоть сколько-нибудь сложное приложение разрабатывается годами. 3–5 лет до появления нужной фичи — это отнюдь не экстремальный срок.
➎ Есть разные стадии развития приложения (alpha / beta / стабильная версия; стадии активной разработки и стадии стабилизации; стадии исследований и стадии крупного рефакторинга, и т.д.).
От этого часто зависит видимая снаружи пользователям активность команды.
Стартапы-новички и уже состоявшиеся приложения по определению находятся в разных стадиях, поэтому нет смысла сравнивать их активность между собой.
—
Если посмотреть по сторонам, то вы найдёте огромное количество зрелых приложений, отвечающих первым 4 пунктам. Из аутлайнеров сразу можно вспомнить Emacs, Workflowy, Roam Research.
———
Это приводит к тому, что у части пользователей искажается мировоззрение, они
Но чаще всего, люди изначально ошибаются в выборе и используют «не своё приложение». Так как не в состоянии формализовать свои реальные требования к инструменту и выбрали под воздействием шума на рынке.
———
… по какой-то случайности (не по замыслу основателей)
… конкретное приложение вдруг становится хайпо́вым
… и на него накидывается толпа случайных пользователей,
то:
«Это не значит, что мнение и хотелки этих пользователей разработчик обязан учитывать (или вообще выслушивать). Даже если они платят деньги.» ©
—
Почему
➊ Они в массе своей не ключевая целевая аудитория приложения!
А значит, их мнение не имеет ценности для развития проекта. Чаще наоборот, оно вредно́ (отвлекает внимание и силы разработчиков; появляются функции не нужные реальным целевым пользователям и т.д.).
В принципе, этого аргумента уже достаточно :0)
➋ Они в большинстве не профессиональные разработчики и тем более не разбираются в кодовой базе приложения.
Есть десятки причин, по которым та или иная функция «не может / не должна» быть реализована. Или будет отложена на год – два.
Если пытаться быть вежливым и тратить время на постоянные объяснения этих причин — команде некогда будет работать.
➌ И самый весёлый момент. Иногда основателям приложения вообще не нужны новые пользователи :0)
Как-то так получается, что качественные и уже зрелые приложения себя полностью окупают. Им и так хватает целевых пользователей и денег.
Для основателей зачастую важнее реализовать своё ви́дение (для кого-то из них — это мечта или цель жизни), а не заработать лишнюю пачку долларов, идя на поводу́ толпы.
—
О чём-то схожем говорил основатель Heptabase в своём октябрьском AMA (ответы на вопросы) на Reddit:
«I think the most common problem I faced is that there's a lot of noise in this market. People request thousands of features, and we need to have clear guidelines on "what not to build." The solution is actually quite simple — we make it clear both internally and externally that Heptabase is a tool for making sense of complex topics, and we won't build anything that's not helpful for this purpose until we solve this problem really, really well.»
И целевую аудиторию приложения он достаточно чётко описывает в своих «Vision». Во избежание, так сказать.
Приложение у него полностью платное, никаких бесплатных тарифов ➜ Ещё один способ бороться с лишним «шумом от пользователей». Причём плату ввели ещё когда приложение было в «закрытой alpha».
—
Основатели Roam Research в 2020–2021 годах поступили ещё проще
Как только набежала беспорядочная толпа ➜ Сразу поставили заградительный ценовой порог. А потом дополнительно включили игнор.
Правда, эта толпа теперь кочует по всему интернету и периодически жалуется: что их никто не слушает, какой Roam плохой и вообще он загибается 🤣
Но мало кто знает (или не обращал внимание), что:
Так что основатели очень даже дружелюбны и общаются с пользователями. Только не со всеми :0)
Команда Roam одна из первых пострадала от зародившихся в 2020 году волн хайпа, поэтому реакция внешне выглядела гипертрофированной. Но я лично их прекрасно понимаю.
———
В очередной раз убеждаюсь, что цепочки событий сходятся в пространстве-времени 😁 Стоило только написать про особенности мышления некоторых основателей приложений, как сразу же дополнительная фактура подоспела.
Зашёл в Slack к Roam Research, посмотреть, что нового про него пишут. А там оказывает 24-25 ноября была хорошая дискуссия по поводу того, что не видно внешней активности от команды приложения (правда, автор первоначального вопроса в итоге сорвался :0)
Ветка обсуждений была длинная, там 40+ сообщений, многие пользователи высказали своё мнение. В том числе, прошлись по Obsidian (использование его как второе приложение под узкие задачи — частый кейс).
Сохранил для истории скриншоты сообщений от одного из разработчиков и от сооснователя Roam Research (в slack со временем затираются сообщения).
Комментарий от инженера команды.
Комментарий от сооснователя Roam Research.
—
Сами текстовки ответов команды повытаскивал тоже для своего архива ➜ В виде pdf.
Пара комментариев к сообщениям команды. Вещи, которые они упомянули, но детали не указали:
• Roam с августа 2022 ежемесячно распределяет $10k среди разработчиков, создающих бесплатные расширения (первоначально озвученная сумма, возможно, сейчас она больше).
• Nikita Tonsky — создатель open source базы данных Datascript, которую используют Roam и Logseq. Ранее автор не хотел расширять проект (не видел применимости?). Похоже Roam пошёл по кратчайшему пути: дал ему возможность «поиграться» со своим приложением.
За год у Datascript были серьёзные обновления, в это же время произошло значительным ускорением работы Roam Research.
Logseq, кстати, тоже активно пользуется результатами этой работы :0)
• У Roam на пике хайпа в 2021 было более 20 тысяч платных пользователей (а скорее, ещё больше, данную цифру озвучили за полгода до прохождения пика). Он мог себе позволить потерять 70% балласта (нецелевых пользователей) и при этом оставаться прибыльным.
• У команды так и лежат не потраченными $9M, которые они от инвесторов в 2020 году получили (своей прибыли хватало). Это имел в виду Josh Brown, когда написал, что они ещё 10 лет могут работать ни о чём не беспокоясь.
Ну а про то, что Roam — это исследовательский проект, давно пишу. Последний раз делал на этом акцент в майской заметке про «Ожидаемые обновления в аутлайнерах».