Область применимости сервисов Notion, Teamly, ПланФикс, Pyrus, Kaiten

Статус: Росток ☘️ | Посажено: Апр 05, 2024 – Обновлено: Авг 30, 2024

2024 04 05 Planfix Notion Teamly

Сервисы рассматривал только в контексте командной работы. Все три блока на диаграмме считаю одинаково важными, но в первую очередь обращал внимание на связку «Потока работ» с возможностями по «управлению знаниями».

Получилось как-то так, по личному опыту эксплуатации и тестирования. Взгляд сверху, без заумных табличек со сравнением функций :0)

Важная ремарка: не забываем про суть стратегии дифференциации. Сервис не обязан быть «лучше по всем характеристикам» или дешевле. Гений разработчика состоит в том, чтобы создать свою уникальную комбинацию характеристик идеально подходящую конкретной ЦА.


Teamly vs Notion

https://teamly.ru

По «Работа с текстом» сказал бы, что паритет. Но! Процентов на 20% он идёт за счёт принципиально разных функций, которые не повторяются в обеих системах. В каждом из приложений свои прикладные фишки.

В весеннем обновлении (апрель 2024) Teamly презентовал значимое улучшение функционала «Умных таблиц» (своего рода аналог databases в Notion). И в последующие 3 месяца активно их дорабатывал. Благодаря этому, появился частичный паритет по блокам «Поток работ» и «Базы данных».

Но всего продвинутого функционала Notion в Teamly пока нет. И полной копии ожидать не стоит:

  1. Концепция приложения всё-таки ближе к KMS-системам, поэтому в нём есть элементы корпоративного портала, LMS-системы и т. д. Развитие в данном направлении будет продолжаться. В частности, предполагается, что в будущем Teamly будет выступать агрегатором всех знаний в компании, автоматически интегрировать их в себя из других IT-систем.
  2. Помимо Notion, на глобальном рынке есть другие крупные системы со своим уникальным функционалом: Coda.io, ClickUp, Monday. Позиция разработчиков, что надо смотреть на всех крупных игроков и брать по частям что-то от каждого.
  3. Для крупных клиентов доступна покупка по On-Premise модели и, соответственно, кому надо ➜ доработает приложение под свои нужды.

Что касается ближайших планов Teamly, то известно, что:

  • В осеннем релизе (октябрь) запланированы:
    • глобальный редизайн приложения с удобной навигацией.
    • свойства Формулы и Rollups.
    • список быстрых формул внизу таблицы.
    • уведомления и автоматизация по исполнителю в карточке задачи.
    • выделение строки в Умной Таблице по выполнению условия.
    • возможность настраивать размер строк в «умных таблицах».
    • массовые действия в табличном и Канбан-представлениях.
  • Сейчас уже есть простая «Аналитика», отчеты по использованию системы пользователями. В начале следующего года хотят запустить что-то вроде «mini-BI», возможность создания продвинутых дашбордов с аналитикой по любым данным в системе ➜ В общем, только-только анонсированные «графики» в Notion, только уровнем выше :0)

По многочисленным просьбам разработчики Teamly сделали страницу с roadmap на ближайший релиз. Там примерно тоже самое описано, но с картинками.


ПланФикс vs Notion

https://planfix.ru

ПланФикс ➜ Атипично гибкий (для no-code сервисов) конструктор систем управления. По уровню одновременной поддержки «Потока работ» и «Баз данных», особенно в сложных сценариях, он на голову опережает не только Notion, но и большинство других no-code систем на рынке.

За 9 лет работы с ним видел только пару сопоставимых вариантов. Если бы не отсутствие ряда характерных функций, то ПланФикс можно было бы отнести к полноценным low‑code и BPM-системам.

Но «Работа с текстом» и настройка «Простых процессов» ➜ Ахиллесова пята ПланФикса. С точки зрения администратора системы:

  • ПланФикс сложнее и дольше настраивается (система более комплексная).
    • Даже работа с простыми процессами для новичка может оказаться проблемой. Да и опытному пользователю придётся тратить больше времени на настройку, чем это заняло бы в Notion.
    • Отчасти спасают справочные материалы и готовые конфигурации, но их в большинстве случаев всё равно нужно адаптировать под себя ➜ возвращаемся к предыдущему пункту.
    • Команда с начала года работает над частичным «упрощением» своей системы. Пытается добавлять преднастроенные элементы, которые привычны пользователям по другим сервисам. Но чудес ждать не стоит, приложение всё равно будет сложным :0)
  • Работы со «Статьями» (страницы, pages) в привычном виде в ПланФикс пока нет. Надо:
    • Или создавать новый «объект», который будет играть роль «статьи», и из него строить иерархию материалов. При этом прообразом «объектов» были обычные «задачи», их не так давно переименовали и начали потихоньку переделывать. А контейнером для статей у вас будет «проект».
    • Или использовать для хранения статей функционал «Справочников». Это выглядит ещё страшнее для неофитов Notion :0)
    • В обоих случаях не стоит рассчитывать на то, что у вас будет блочный редактор, возможность удобно кросс-ссылаться между статьями, смотреть обратные ссылки (backlinks), использовать трансклюзию (synced blocks) и т.д.
    • Здесь ещё велико наследие того направления, в котором развивалась система последние 10 лет: старая терминология, был фокус на работу с классическими документами в виде файлов.

Однако обычные пользователи, если у них не было опыта работы с блочными редакторами, большинство данных неудобств могут не заметить. Они получают уже настроенную систему, и в любом случае приходится обучать людей работе с новым приложением.


Kaiten и Pyrus (vs ПланФикс)

https://kaiten.ru | https://pyrus.com/ru

Выделил их в отдельную группу, как нечто среднее между остальными сервисами.

➊ Kaiten во многом напоминает мне ПланФикс по идеологии. При этом сервис ощутимо более простой как по возможностям, так и по настройкам. Чёткий фокус на «визуальном управлении проектами», в первую очередь, в виде Kanban-досок.

В отличие от ПланФикс, здесь есть выделенный функционал «Базы знаний». Это классическая вики-система, какими они были лет 5 назад, без современных изысков: простые страницы в виде дерева, есть оглавление в статьях, версионность и возможность совместно работать над текстом.

Активно развивают в сервисе модуль «Автоматизации» и готовые модули под конкретные сценарии использования: «Скрам», «Служба поддержки», «Гант и ресурсное планирование» и т.д.

В область «Базы данных» разработчик пока никак не лезет: справочников (НСИ), аналитик и т.п. для построения учета здесь нет.

➋ Основной фокус Pyrus ➜ Принятие решений в процессе коммуникации.

«Коммуникации» и «процесс» — ключевые здесь слова. Например, в плане интерфейса он очень многое взял от приложений электронной почты. Чтобы люди бо́льшую часть времени в привычном формате общались и при этом мимоходом работали над задачами (двигали их по утвержденному маршруту).

Pyrus номинально относится к low‑code и BPM-системам (в соответствующих рейтингах фигурирует), тем не менее в качестве «конструктора систем управления» до уровня ПланФикс он всё-таки не дотягивает:

  • меньше встроенных возможностей по автоматизации процессов,
  • нет поддержки методологий проектного управления (agile, водопад),
  • хуже развит функционал работы с данными (хранение, обработка и представление),
  • не поддерживает кастомизацию интерфейса под типовые роли пользователей.

Поэтому он ближе по области применимости к Kaiten, просто каждый из сервисов лучше закрывает свои сценарии использования.

В августе в Pyrus вышло большое обновление функционала «Базы знаний»: расширились возможности редактора, есть история версий, статьи и целые папки можно делать публичными (доступными по ссылке), скачивать их в формате HTML. С Kaiten здесь тоже паритет.


Несколько слов про сервисы второго эшелона

Не вижу пока смысла добавлять их на общую диаграмму, так как они либо хуже по охвату функционалом, либо находятся в нестабильной фазе разработки. Но для полноты картины упомянуть их стоит.

01 • Первичен текст ➜ Совсем небольшим командам, которым нужна в основном работа со статьями, уже имеет смысл смотреть на Anytype. Часто его упоминаю в своих постах.

  • Есть привычный блочный редактор с продвинутыми возможностями, в чём-то даже лучше, чем у Notion. Свой аналог «databases» (принцип работы другой, но визуально выглядит и работает похоже).
  • В апреле 2024 в альфа-статусе появилась поддержка «local-first sharing and collaboration», до конца года её доведут до ума. В качестве условной «внутренней коллективной вики» — рабочее решение.
  • Адекватная поддержка «Потока работ» в приложении тоже появится, но сроки сложно предсказать. Разработчики предпочитают развивать приложение в «очень медленном темпе» :0)
  • Технологии и идеология приложения предполагают, что им можно относительно безопасно пользоваться российским пользователям.

02 • Ближе к «Всё-в-одном» ➜ Есть сервис Yonote. С одной стороны, он больше похож по формату на Notion, чем тот же Teamly. С другой, приложение вызывает у меня ощущение сырого продукта, и это устойчивое впечатление на протяжении 2-х лет.

Вроде и добавили за это время кучу новых функций, но выглядит всё как-то неряшливо и работает с багами. Если бы они были в beta-статусе, то подобное можно понять, а для коммерческого продукта, который массово продаётся, такое уже недопустимо.

  • Собственно, помню 2022 год, когда они анонсировались, предложенная версия была копией приложения Outline (популярная командная база знаний, устаревшие версии распространяется как open-source). Вот на этой основе команда изначально пыталась сделать свой аналог Notion. Во что это превратилось «под капотом» за несколько лет разработки, вопрос…
  • Для личных экспериментов и временных локальных задач облачную версию сервиса, на мой взгляд, ещё можно рассматривать. Но использовать в боевых условиях, да большой командой, я бы пока поостерёгся. Исключение: совсем уж крупные компании, им в этом плане проще, они могут взять On-Premise вариант с расширенной техподдержкой от разработчика.
  • Специально отмечу: всё выше написанное — это личное впечатление на текущий момент.
    • Зрелость приложения — дело наживное. Вполне возможно, что команда решит приостановить стадию активной разработки и начнёт стабилизировать продукт, заодно UI/UX до ума доведёт.
    • А может случится и обратное, хаос в архитектуре и кодовой базе окажется таким, что начнётся деградация приложения и его проще будет с нуля переписать (или закрыть).

Дополнительные материалы по теме Yonote (чтобы самостоятельно могли оценить перспективы приложения):

  • Статья от 2 августа. Команда Doubletapp опубликовала расшифровку своего подкаста с CEO компании WILIX Дмитрием Алояном. Это разработчик Yonote. Там хватает деталей по сервису (предыстория появления, что с клиентами, планы и т.п.).
  • Дискуссия в Telegram от 13 августа. Примерно с 10-к постов от Dmitry Aloyan, он в общих чертах написал про текущую ситуацию с приложением. В частности, упомянул, что они сейчас ведут «большую перестройку внутри системы».