—
Статус: Росток ☘️ | Посажено: Окт 16, 2024 – Обновлено: Окт 27, 2024
Схема взята из доклада Ivo Velitchkov «Knowledge Graphs for Personal Knowledge Management». OKG/EKG/PKG ➜ Open/Enterprise/Personal Knowledge Graphs, соответственно.
—
Экспериментируем с цепочками мыслей. В этот раз решил собирать в одну последовательность заметки по теме «Связка KMS и Note-taking Apps».
Подоплёка данной цепочки в том, что разработчики KM-систем и коллективных Knowledge Base упускают (скорее, намеренно игнорируют) важный момент: готовые материалы в их базах появляются не из воздуха.
Ремарка. Это один из сценариев использования KMS, хоть и очень распространённый (для широкопрофильных решений). Тем не менее есть компании, которые используют нишевые KM-системы с акцентом на конкретные потребности (колл-центр, HR и т.д.), для них эти тексты, скорее всего, будут нерелевантны.
* Цепочка далеко не полная, в личной базе есть и другие заметки по теме. Дам время материалу «отстояться», потом поразмышляю, как и прочие мысли в цепочку встроить.
➊ Один из любимых мной тезисов, который вывел для себя ещё 3 года назад:
«Значимые для него заметки человек всегда будет вести только в удобном именно ему формате».
Данный тезис в первую очередь интересен в контексте «коллективной работы со знаниями»:
Если понаблюдать за сообществами note-taking apps, то можно собрать любопытную коллекцию кейсов, раскрывающих вышеописанную ситуацию. Как пример:
➋ Простой, но убойный принцип, обозначенный в статье «Как управлять вовлеченностью команды в рабочее общение?» на сайте корпоративного мессенджера «Пачка»:
💬 «Вся разработка мессенджера фокусируется на том, чтобы пользователи во время работы общались в корпоративном мессенджере, а не уходили по рабочим вопросам в личные мессенджеры».
Между прочим, многие разработчики KM-систем и Knowledge base до этой простой мысли пока не дозрели. Хотя фундаментально перед ними стоит такая же проблема и задача.
Они, похоже, подсознательно руководствуются другим принципом «а куда сотрудники денутся, где скажут, там и будут писать». Поэтому в разработке делают упор на новых функциях (они способствуют продажам), а не на удобстве / вовлеченности / стабильности.
Но в их случае это утверждение стоит немного переформулировать:
💬 «… фокусируется на том, чтобы материалы, написанные пользователем по рабочим вопросам, в итоге оказывались в KM-системе, а не хранились в личных приложениях».
➌ Причин, почему люди предпочитают писать в личном заметочнике, действительно много. Наиболее явная ➜ так проще, быстрее, эффективнее.
Пару других важных причин в своём майском посте упоминал Steffen Bleher, сооснователь приложения capacities.io
➍ Почему коллективные Базы знаний не смогут заменить собой персональные картотеки и базы людей?
Ответ достаточно очевиден. В картотеке собирается переработанный и осознанный лично тобой материал. Значимая часть картотеки вообще виртуальна, в виде ассоциаций в твоей голове. Читая свою конкретную заметку, ты вспоминаешь дополнительный контекст, с ней связанный. И он плохо формализуем.
Постороннему человеку физически не доступен этот массив контекста, поэтому и работать с чужой картотекой он полноценно не может.
Pro: Никлас Луман 25 лет как умер (в 1998), но картотека его осталась и активно изучается. Вот только не слышно, чтобы его картотека кем-то дополнялась и на её базе публиковались научные работы.
Есть хороший пример к этой мысли из смежной сферы ➜ Self-service BI-системы.
➎ Ближе всего к осознанию и решению данной дилеммы «личное | коллективное» подошли создатели подхода «Docs-as-code» (документация как код).
Он предлагает использовать знакомые разработчикам процессы и инструменты (по сути, те самые заметочники / IDE), что помогает вовлечь их в процесс создания документации.
Но данный подход охватывает лишь небольшой пласт информации (пользователей; функциональности), который может храниться в системах управления знаниями. То есть решение частичное и далеко не идеальное.
➏ Мне вдруг стало интересно:
❓ «А пришла ли кому-то из крупных разработчиков в голову идея отказаться от фронтенда (интерфейса для редакторов) в своей KM-системе / коллективной Knowledge base?»
Раз уж работа в нём так напрягает людей, а сделать действительно удобный мало у кого получается.
Предсказуемо, что те варианты решений, которые в итоге смог найти, оказались нерелевантны запросу:
(есть ещё мелкие и pet проекты, которые нестандартно подошли к вопросу, но брать их за образец нельзя, нет масштаба и истории применения)
—
Если же оглянуться на опыт «Docs-as-code», логичным шагом было бы создание решения, которое использует популярные заметочники в качестве фронтенда 😃
Взять у существующей KM-системы бэкенд и добавить плагины для 3–4 массовых note-taking apps, которые позволят с ним взаимодействовать (реализуют интерфейс и бизнес-логику). Есть даже идеологически близкие примеры подобной работы в заметочниках ➜ двусторонние интеграции с Zotero и таск-трекерами.
Решение тоже будет не идеальным и не для всех компаний подойдёт (рынок KMS сегментирован по клиентам и их требованиям), но наиболее массовые кейсы охватит.
➐ Интересно, что последние пару лет многие командные Knowledge Base активно вкладываются в бесшовную интеграцию с другими корпоративными системами.
Делают двустороннюю синхронизацию информации и федеративный поиск:
Для иллюстрации можно посмотреть описание интеграции с github в Slab. Точно такие же интеграции у него есть с Jira, Asana и т.д. Схожие функции есть в Guru и Slite.
Вот только заметочники они все пока игнорируют, не хотят с ними интегрироваться 😆
➑ Индустрия KM-систем вообще сейчас оживленная. Можно обнаружить ещё несколько направлений, в которых идёт её трансформация:
Правда, только два направления из списка учитывают предпочтения пользователей, их желание работать в своём личном заметочнике.
И, кстати, небольшой прогноз по данной теме. Вангую, что новая версия Zotero 7, которая вышла в августе, в ближайшем будущем сможет побороться за звание заменителя коллективной базы знаний для небольших команд. Новое API и система плагинов скорее всего приведут к появлению сторонних решений для синхронизации заметок между пользователями (многопользовательские базы).
➒ Какие приложения для вдумчивого ведения заметок (PKM) наиболее популярны в мире?
На сайте NoteApps.info на текущий момент указано 43 приложения (и это точно не все). Часть из них можно сразу откинуть, т. к. они включены в перечень явно по недоразумению (например, Asana).
Имеет смысл для начала говорить про те инструменты, у которых активная аудитория в мире более 1 млн человек (люди на постоянной основе пользуются приложением).
01 • Безусловные лидеры:
02 • Текстовые редакторы кода для разработки, поддерживающие и ведение заметок:
03 • Есть чёткие ощущения, что в этот список можно добавить и Zotero. Это наиболее популярный в академической среде библиографический менеджер, поддерживающий полноценное ведение заметок. Но точных цифр по его аудитории пока не получилось собрать.
—
Под большим вопросом:
Как ни грустно признавать, но абсолютное большинство md-редакторов и аутлайнеров, которые в последние годы на слуху, имеют активную постоянную аудиторию гораздо меньше, чем 1 млн. Это почти 100% вероятность. Если появится доступ к сервисам аналитики приложений (показывают статистику скачиваний в app stores), то можно будет подтвердить данное предположение.
Например, у зрелых приложений для Mac «Bear» (2016) и «Things» (2009) небольшие команды в 10–12 человек и нет внешнего финансирования. Платные подписки. Цикл разработки, размер команд и тарифов, активность сообщества ➜ позволяют предположить, что клиентская база у них в районе 100K пользователей.
Obsidian.md, Logseq примерно в такой же ситуации (2020), несмотря на их бесплатность. Только добавляем к этому их малый возраст и незрелость.
—
В итоге приложений не менее десятка, сложно ли с ними интегрироваться?
Нет. Вопрос желания и ресурсов. Например, у сервиса Guru с одними только human resources information systems (HRIS) 40 интеграций. А всего он поддерживает больше сотни разных приложений и сервисов.
➓ Самая увлекательная и короткая часть этой цепочки постов: